News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image


Есть ли в Корее информационные войны ?

  есть ли в корее  информационные войны ?

В последние годы мы, россияне, столкнулись с новой напастью - информационными войнами телеканалов. Нас уже не удивляет, когда нам демонстрируются то голые якобы генеральные прокуроры, то якобы больные суставы премьер-министров, то якобы свидетели убийств якобы заказанных мэром одного очень крупного города: В особо крупных размерах изливается на нас этот мутный поток перед очередными выборами, а также во время яростной дележки очередного алюминиевого завода или нефтяного месторождения. Сейчас, наверное, каждый дошколенок понимает, что дяди с телевизора говорят друг о друге гадости вовсе не потому, что им хочется донести до зрителей правду. Главная причина информационных войн - столкновения финансовых империй и их интересов, а дяди с телевизора , отрабатывая свои немалые зарплаты, лишь послушно кусают тех, на кого их натравили всем хорошо известные хозяева телеканалов (а также заводов, газет, пароходов ). Российские телеканалы в своем большинстве принадлежат пресловутым олигархам, свирепые журналисты находятся у тех же олигархов на финансовом содержании, а, как говорит циничная поговорка, кто девушку платит, тот ее и танцует . Это обстоятельство и привлекает наше внимание к тому вопросу, о котором как-то раньше мы особо не задумывались: а кому же, собственно, принадлежит свободная пресса и, особенно свободное телевидение ? Об этом я и хочу сегодня рассказать (на примере Кореи, конечно).

Как хорошо знают те из наших читателей, которые живут или жили в Корее, сейчас здесь существует 4 основные телевизионные компании: KBS (в двух ипостасях - KBS-1 и KBS-2), MBS, EBS и SBS. Названия у компаний английские, что в целом весьма типично для современной Южной Кореи, в которой язык главного союзника играет особую роль. Кроме этого, существует и телекомпания AFKN, но она принадлежит американской армии, вещает на английском и пользуется своей собственной сетью передатчиков, поэтому о ней сегодня мы говорить не будем.

Самой старая из корейских телекомпаний - KBS, основанная еще в 1961 году. Каналы KBS играют роль корейской первой программы . Телекомпания эта является как бы голосом официального Сеула, и не удивительно, что она целиком принадлежит государству (собственно, ее корейское название и означает корейская государственная телекомпания ). Кстати сказать, KBS подчиняется и корейское иновещание, местный вариант Голоса Америки . Одна из особенностей канала KBS-1 - это отсутствие там рекламных вставок (с 1994 года). Однако телевидение - штука очень дорогая. Одна получасовая серия корейской теледрамы обходится в производстве, например, в кругленькую сумму: от 50 до 110 тысяч долларов. Понятно, что эти деньги надо откуда-то брать. В России деньги телекомпаниям отчасти приносит реклама, а отчасти - олигархи, которые в обмен получают возможность используют канал в своих политических целях. Корейский же безрекламный государственный канал KBS - 1 существует за счет специальной абонентской платы , которую все жители страны, в том числе и многие из наших уважаемых читателей, вносят автоматически: она просто включается в счета за электричество. Плата эта невелика, но, как говорится, с миру по нитке , так что в 1996 году (более новых данных у меня нет) канал получил примерно полмиллиарда долларов в качестве таких обязательных отчислений. KBS-2, другой канал, принадлежащий той же компании, несколько менее официален и серьезен. Там появляются рекламные вставки, которые, собственно, и кормят канал.

Мало кто знает, что телеканал MBS долгое время принадлежал тому же самому государственному KBS, являясь его дочерним предприятием. Создали MBS в 1969 году, и с самого начала он специализируется на развлечениях и культуре. MBS чуть пораскованнее своих соседей, и развлекательных шоу-программ на этом канале заметно больше. Контрольный пакет MBS находится опять-таки в руках государства. Государству принадлежит 2/3 акций, а остальные распределены среди нескольких частных владельцев.

Образовательный канал EBS до 1990 г. был собственностью того же самого государственного KBS. Сейчас этот канал контролируется Министерством образования, но по-прежнему принадлежит государству. Транслирует он в основном учебные и научно-популярные программы. Легко догадаться, что канал EBS в целом убыточен, но убытки его компенсируются из бюджета, ведь речь идет об народном образовании.

Из корейских телекомпаний частной в точном смысле слова является только телекомпания SBS, но и у нее нет одного владельца. Акциями этой станции владеют 29 различных корпораций. По корейским законам, в руках одного физического или юридического лица не может находиться более 30% акций телеканала или радиостанции, так что ни одна из этих 29 фирм не имеет и не может иметь контрольного пакета.

Таким образом, все телевидение в Корее является государственным или, в лучшем (худшем?) случае - полугосударственным. Какое-то присутствие частных компаний заметно, пожалуй, лишь на рынке кабельного телевидения. Хорошо это или плохо? Как обычно, на такой вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны - плохо. Чтобы там не говорили, но государственный контроль означает цензуру - не всегда прямую, но всегда вполне реальную. У властей есть возможности замолчать неугодные им факты, и вообще формировать общественное мнение на заказ . С другой стороны, такой возможности лишены корейские олигархи, которые не могут использовать телевидение в своих политических целях. Кроме того, государственный контроль означает и то, что корейское телевидение играет в обществе некую, я бы сказал, стабилизирующую и успокаивающую роль. Все, кто бывал в Сеуле, хорошо знают, что назвать корейское телевидение легкомысленным никак нельзя: серьезный тон дикторов, тщательно выверенный баланс позитива и негатива в новостях, почти полное отсутствие обнажёнки и расчленёнки , к которым так привыкли российские зрители в последние годы, и, что особо важно, в целом беспристрастная оценка действий как правительства, так и его противников. Отчасти в этом отношении оно напоминает былое советское телевидение, хотя корейские программы в целом куда интереснее той видеопродукции, что демонстрировалась по советскому ТВ во времена позднего застоя . В любом случае, корейские телезрители не становятся невольными жертвами информационных войн , а мастера дезинформации в Корее находят применения своим разнообразным талантам за пределами телестудий.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

News image

Сверкающая Корея

Говорят, что первая поездка в Сеул способна вызвать столь сильные эмоции, что впечатления сливаются в одну яркую, но неразличимую картинку. DT попро...

News image

Географическое положение Южной Кореи

Государство общей площадью 98,5 тыс. кв.км, находится в южной части Корейского полуострова на северо-востоке Азии. На севере граничит с КНДР

News image

Вы , ты , он , она

Читатели часто спрашивают о том, как же корейцы обращаются друг к другу. Надо сказать, что вообще вопрос об обращениях -- не простой в любом языке и...

News image

Ояма Масутацу

Масутацу Ояма родился 27-ого июля 1923 года, в деревне Южной Кореи. Боевыми искусствами Ояма стал заниматься довольно поздно, с 9-ти лет. В 1938 год...

News image

Александра Бокун Чун

2008 Молодые и дерзкие / Young and the Restless, The 2005 Говорящая с призраками / Ghost Whisperer 2004-2009 Доктор Хауз / House M.D. 2004 ...

News image

Ким Чен Ир: биография

Ким Чен Ир (кор. 김정일 по Концевичу — Ким Джониль, Юрий Ирсенович Ким, р. 16 февраля 1941 или 1942) — глава Корейской Народно-Дем...

Лучшие курорты Южной Кореи:

News image

Горнолыжные курорты Южной Кореи

В Южной Корее горные лыжи и сноуборд пользуются огромной популярностью, а потому и горнолыжных курортов здесь достаточно много. ...

News image

Чечжудо - корейские Гавайи

Надо признать, что по ряду причин Корея не привлекает большого количества зарубежных туристов. Однако есть в Корее места, которы...

Авторизация