News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image


Сеул: город-государство?

  сеул: город-государство?

Нынешняя Южная Корея - страна горожан. В 2000 г. из 46.1 миллионов корейцев в городах жило 36,6 миллиона или, говоря иначе, 79,6% всего населения страны. При этом большинство тех корейцев, которые живут в сельской местности, все равно работает в городах. Доля крестьян в населении составляет лишь 8,6%. Вдобавок, Корея - страна огромной плотности населения, которая в 2000 г. составила 472 чел. на кв.км. В Российской Федерации этот показатель равен 8,5 чел. на кв.км. - ниже в 55 раз!

Корейская урбанизация началась в колониальную эпоху, но всерьез развернулась она в годы корейского экономического чуда - стремительного превращения Кореи из развивающейся страны в развитую. За двадцатилетие чуда (1965-1985) доля городского населения выросла в два раза - с 34,3% до 65,4%. Бурный рост промышленности создавал в городах постоянную потребность в рабочей силе, а механизация сельского хозяйства означала, что рабочих рук на селе требовалось все меньше и меньше. Результатом стала массовая миграция крестьян в города, которая продолжается и до настоящего времени. К 2002 г. численность населения восьми корейских городов перевалила за миллионный рубеж. В отличие от большинства стран Азии и Африки, в Корее крестьяне, пришедшие в города, не становились безработными или живущими на случайные заработки поденщиками. Практически все они быстро находили постоянную работу - ведь экономика находилась в состоянии перманентного бума, так что уровень безработицы редко был выше 3% .

Особенность корейской урбанизации - это особая роль Сеула. Фактически, город и Сеул стали в Корее синонимами. Альтернативных центров урбанизации в Южной Корее так и не возникло (возможно, свою роль тут сыграли маленькие размеры страны). Стремительный рост Сеула начался в колониальную эпоху и продолжился в годы экономического чуда . До начала XX века на протяжении почти пяти столетий население корейской столицы оставалось сравнительно постоянным и колебалось на уровне 100-150 тысяч человек. В 1936 г. оно уже составило 727 тысяч, в 1945 г. (первый год корейской независимости) - 901 тысячу, а всего через пару лет перевалило за миллионный рубеж. В 1960 г. в городе было уже полтора миллиона жителей, в 1975 г. - 5 с половиной миллионов. Не удивительно, что только 40% населения города является коренными сеульцами, то есть людьми, родившимися в корейской столице. Тех же, у кого в Сеуле родились и отцы, вообще всего лишь 7%. Сеульцы в своём большинстве прекрасно помнят, откуда они сами или их родители пришли в этот город. Поэтому в Сеуле хорошо ощущаются и проблемы региональной политики, и конфликты между провинциями, которые в Корее очень сильны.

С 1993 г. началось уменьшение численности населения Сеула, которое продолжается и поныне. В 1993-2000 г. население корейской столицы сократилось на 9%: с 10.889 тысяч до 9.895 тысяч человек. Сокращение это объясняется в первую очередь интенсивным строительством вокруг столицы спальных городов-спутников, в которые сейчас переезжают многие сеульцы. Влечет их туда отчасти относительно чистый воздух и лучшая, чем в Сеуле, экологическая обстановка, но главным образом - сравнительная дешевизна жилья. Конечно, добираться до работы приходится дольше, но все спальные города соединены с центральным Сеулом линиями метро или городской электрички. Таким образом, численность населения административного Сеула сокращается, но Большой Сеул продолжает расти. Схожий процесс ложной деурбанизации начался и во втором по величине городе Южной Кореи - Пусане.

Картина гиперконцентрации населения, характерной для современной Южной Кореи, будет неполной, если не принимать в расчет того, что реальный Сеул заметно больше Сеула административного. Административные границы города не пересматривались почти четверть века, и в результате корейская столица давно перехлестнула через старые рубежи. Современный Сеул является центром огромного мегаполиса - т.н. столичной зоны . Значительная часть населения столичной зоны и живет за пределами официальных административных границ Сеула, но на практике эти люди являются сеульцами. Вся столичная зона пронизана множеством дорог и линиями сеульской городской электрички, переходящей в метро, а многие из ее жителей работают или учатся в Сеуле или же, наоборот, живут в пределах административных границ столицы, а работают где-нибудь по соседству. В этой зоне, которую можно упрощенно представить как окружность диаметром около 80-100 км с центром на южной окраине Сеула, в 2000 г. жило 22 млн. чел. или 45% всего населения страны. В мире вообще мало стран со столь высокой концентрацией населения в столице и ее округе. Жители Лондона, например, составляет только 13% населения Англии, жители Токио - 10% населения Японии, жители Парижа - 4% населения Франции.

Сеул - это не только центр мегаполиса, в котором живет почти половина всех корейцев, это еще и сосредоточение всей интеллектуальной, экономической и политической жизни Кореи. С определенной долей преувеличения Корею можно сравнить с городами-государствами типа Гонконга или Сингапура. Практически все, что сколь-либо серьезно влияет на жизнь страны, происходит в Сеуле. В Сеуле находятся штаб-квартиры всех крупных концернов, все ведущие университеты и научно-исследовательские центры, там живет почти вся политическая, интеллектуальная и деловая элита. Правительственный Институт проблем градостроительства лет пять назад опубликовал свои подсчёты удельного веса Сеула в различных областях жизни страны. Их странно некруглые цифры выглядят подозрительно точно, но в целом они достаточно показательны. Итак, в соответствии с их подсчётами, в Сеуле сосредоточено 76% всего экономического потенциала страны, 92% внешнеполитического потенциала, 62% всех финансовых возможностей. В Сеуле обучается 26% всех корейских студентов, работает 41% всех корейских докторов.

В Сеуле делаются почти все карьеры, почти все состояния страны. Даже если заводы находятся где-то на периферии, штаб-квартира любой компании обязательно располагается в Сеуле. Биографии большинства генералов корейской индустрии, корейских олигархов , очень схожи: родившись обычно где-то в провинции, все они в молодые годы приходили в Сеул делать славу и деньги, и в итоге добивались своего. Понятно, что миллионы других людей тоже приходили в Сеул, мечтая о славе и деньгах, и в итоге оставались ни с чем, но для нашей истории важно, что реализовать свои мечты будущие автомобильные короли и стальные бароны могли только в Сеуле.

Особая роль Сеула - явление не новое, Корея всегда отличалась высокой степенью централизации. В 1918 г., например, в Сеуле насчитывалось 189.153 жителя, то есть в шесть с лишним раз больше, чем в Кэсоне, который с населением в 27.659 человек был тогда вторым городом страны. Любопытно, что на третьем месте находился тогда Пхеньян (21.869), на четвертом и пятом - совершенно захолустные сейчас Санджу и Чонджу, в то время как нынешние мегаполисы Пусан, Тэгу, Кванджу занимали весьма скромные места: двенадцатое, шестое, и...тридцать шестое соответственно (население ни одного из этих нынешних городов-миллионеров не превышало тогда 10 тысяч человек). На этом фоне Сеул выделялся, пожалуй, даже еще больше, чем в наши дни, когда разрыв между ним и вторым по населению городом страны стал всего лишь трехкратным.

После того как Сеул в 1394 г. был провозглашен столицей страны, он играл особую роль в ее истории и во многом стал городом-символом. Не случайно, что в 1953 г., после окончания Корейской войны, правительство Ли Сын Мана вопреки всей стратегической логике предпочло вернуться в Сеул, заставив, таким образом корейских генштабистов в течение нескольких десятилетий решать задачи, которые их коллегам могут привидеться только в кошмарном сне: южнокорейской армии приходится обеспечивать защиту огромного столичного мегаполиса, который находится непосредственно у границы, в паре десятков километров от передовых позиций не просто вероятного , а вполне реального противника. С другой стороны, символическое значение Сеула как традиционной столицы страны было таково, что по Конституции КНДР вплоть до 1972 г. Сеул считался столицей Северной Кореи (Пхеньян был лишь временным - вплоть до грядущего освобождения Юга - местопребыванием правительства)!

Сеул, как и иные корейские города, едва ли отличается четкостью планировки и продуманностью строительных решений. Скорее, наоборот: человека, привыкшего к строгим и четким линиям городов Европы, города эти поражают своей хаотичностью. Игра цен на земельные участки и форма самих этих участков оказывают на внешний облик корейской столицы, пожалуй, больше влияния, нежели все усилия архитекторов, вместе взятые. В этом ощущается, пожалуй, влияние корейской деревни, ибо для традиционного дальневосточного градостроительства, наоборот, всегда была характерна тяга к правильной планировке, четкой ориентации по сторонам света, прямым улицам.

Вплоть до самого начала экономического чуда , то есть примерно до 1970 г., корейская столица представляла собой скопление одноэтажных домиков, часто глинобитных и, временами, с соломенными крышами. Водопровод в городе появился только в 1908 г., а первый многоэтажный жилой дом был возведен в 1961 г. По укладу своей жизни городские районы не очень отличались от поселков и каждый из них, по сути, представлял из себя своеобразную деревню. Ни уклад жизни, ни архитектура сеульского района в те годы не слишком отличались от поселковой. Не случайно в современном корейском языке слова маыль и тонне , которые изначально обозначали именно деревню, применяются для обозначения городского района или квартала.

Разумеется, в Сеуле существует социальная дифференциация, есть там богатые и бедные районы. Наименее обеспеченные корейцы обычно селятся на крутых горных склонах, образуя т.н. лунные деревни , корейский эквивалент бразильских фавелл , хотя и куда более благоустроенный. К концу 80-х гг. канализация, водопровод и электричество были уже обязательными принадлежностями даже самого неказистого корейского городского дома. Однако во многих, если не в большинстве, районов города жилища людей самого разного достатка и самых разных вкусов хаотически перемешаны. Возможно, дело тут в том, что в Корее отсутствует один из главных факторов, который заставляют западных богачей селиться поближе друг к другу - высокая преступность в бедных районах. Уличной преступности в Сеуле практически нет, так что все районы города в равной степени безопасны в любое время дня и ночи. Поэтому порою рядом с виллой богача (три этажа, вычурная архитектура, небольшой садик с искусственным водопадом, подземные гаражи) можно увидеть лачугу ремесленника или мелкого торговца (покосившиеся глинобитные стены, ржавая водопроводная труба, используемая вместо дымохода, крыша, покрытая неровными кусками шифера).

Характерной чертой корейских городов, связанной с традициями корейской деревни, остается высокая плотность застройки. Зачастую ее объясняют дороговизной земли в Сеуле, которая, дескать, и заставляет владельцев использовать земельную площадь с максимальной эффективностью, не тратя ее зря на садики, пространство между домами, даже на широкие проезды. Зерно истины в этом утверждении, безусловно, имеется. Однако во многих городах Запада земля стоит немногим дешевле, чем в Южной Корее, но, тем не менее, такую плотность застройки там невозможно даже представить. В то же самое время высокая плотность застройки была всегда характерна для корейской деревни (из-за стремления наиболее рационально использовать дефицитную пахотную землю). Кажется, что бывшие крестьяне, придя в город, не столько экономили доставшиеся им земельные наделы, сколько просто копировали ту планировку, к которой они привыкли у себя дома.

Влияет плотность застройки и на дорожную сеть. В последнее время муниципальная администрация Сеула предпринимает титанические усилия по расширению городской дорожной сети и созданию скоростных внутригородских магистралей. Однако работа эта, стоящая немалых денег, пока принесла лишь скромные результаты: только некоторые центральные улицы подверглись серьезному расширению. Основная же масса корейских улочек на удивление узка. В особой степени относится это к внутриквартальным проездам, на которых с трудом могут разминуться два больших автомобиля. В районах, которые построены на горных склонах, ширина не предназначающихся для автомобилей проходов между домами может вообще сокращаться до одного-полутора метров. Поэтому в большинстве районах Сеула нет тротуаров. В часы пик переулки превращаются в некую кашу из людей, автомобилей, мопедов и ручных тележек продавцов-разносчиков. Каждый из участников движения маневрирует на свой страх и риск и не всегда удачно: по относительному количеству жертв дорожно-транспортных происшествий Корея стабильно удерживает одно из первых мест в мире.

Сеул - символ современной Кореи. По сути, современная Корея - это и есть Сеул, вся остальная территория страны играет роль национального парка, огорода и, разумеется, заводской площадки при этом мегаполисе. Скорее всего, это положение сохранится еще очень и очень долго.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

News image

Рис и корейцы

Наверное, все знают, что Восточная Азия -- это цивилизация риса. Многие века именно рис является основой питания корейцев и японцев, китайцев и вьет...

News image

Корея и деньги

Относится к деньгам можно по-разному, но нельзя не признать, что они относятся к числу самых интересных и важных изобретений человечества. Идея дене...

News image

Некоторые подробности о кухне

Среди вопросов, которые время от времени задают в письмах наши читатели (а также слушатели русских программ компании KBS), есть немало таких, в кото...

News image

Александра Бокун Чун

2008 Молодые и дерзкие / Young and the Restless, The 2005 Говорящая с призраками / Ghost Whisperer 2004-2009 Доктор Хауз / House M.D. 2004 ...

News image

Юнджин Ким

Родилась 7 ноября 1973 г. в Сеуле, Южная Корея. В возрасте 10-ти лет эмигрировала в Соединенные Штаты Америки вместе со своей семьей. Жила в Стейт А...

News image

Ким Чен Ир: биография

Ким Чен Ир (кор. 김정일 по Концевичу — Ким Джониль, Юрий Ирсенович Ким, р. 16 февраля 1941 или 1942) — глава Корейской Народно-Дем...

Лучшие курорты Южной Кореи:

News image

Инчон

Уютный и своеобразный корейский город Инчон известен как центр гончарного производства. Местные достопримечательности, такие как...

News image

Кёнджу

Кенджу – восхитительный город в Южной Корее, который находится на юго-востоке страны. Путешествуя по этому древнему и самобыт...

Авторизация